Когда я вспоминаю о переходе границы Венесуэлы и Колумбии, то первая картина, которая представляется - это множество канистр с топливом, выставленных на продажу возле дороги. Из Венесуэлы, где добывается и перерабатывается нефть, торговцы везут горючее в Колумбию. Больше ничего примечательного на границе я не увидел. В миграционном офисе довольно быстро нам поставили штампы о въезде, и путешествие по Южной Америке продолжилось. Ждал ли я чего-либо особенного от Колумбии? Нет, я ничего не знал об этой стране, и скорее думал, что она будет чем-то напоминать Венесуэлу. Однако в поездках автостопом рутина, ставшая привычной в одной местности, после преодоления определенного географического рубежа иногда внезапно сменяется совершенно новыми событиями и приключениями. Это всегда как глоток свежего воздуха.
В этот день Дима из Москвы находился в плохом расположении духа. Возникли разногласия. Начиная с утра следующего дня, мы стали путешествовать раздельно.
Без попутчика, бравшего все разговоры на себя, интенсивность моего обучения испанскому увеличилась в разы. Пройдет еще пару месяцев, и мне начнут делать комплименты о хорошем произношении и понимании. Однако до этого предстояло проделать путь в несколько тысяч километров, пережить различные ситуации. При этом грамматику испанского я так и не освоил.
Полдня я ходил пешком по Кукуте с большим рюкзаком и маленьким словарным запасом. У меня имелась хорошая карта Колумбии, приобретенная в Венесуэле. Однако масштаб не позволял быстро разобраться в том, как выбраться из этого города. Я обращался к случайным прохожим и продавцам в лавках, произнося название столицы - "Богота." Некоторые, увидев меня, сами спрашивали: "A donde vas?". После многократного повторения данного вопроса моими собеседниками, я понял, что он означает "куда ты идешь?"
Кукуту окружают горы, да и сам город построен на неровном ландшафте, поэтому приходилось подниматься на холм, а потом спускаться обратно, если оказывалось, что я выбрал неверное направление. То, как мне объясняли, куда идти, представлялось мне набором похожих друг на друга слов, лишенных всякого смысла. Например, говорили нечто вроде: "Derecho, derecha, derecho, derecho". Я тогда еще не понимал, что это "прямо, направо, прямо-прямо". Мне стало казаться, что я перемещаюсь по запутанному лабиринту. Дорожных указателей я никаких не встречал. Тем удивительнее, что после нескольких часов подобных блужданий вдруг начали попадаться прохожие, которые на мой вопрос о дороге вместо туманных объяснений теперь в одном или двух словах давали понять: я уже нахожусь на дороге в Боготу! И действительно, вскоре город остался где-то позади. Меня окружали только зеленые горы.
Загадочная трасса. Асфальтированная, но узкая. Если она ведет в столицу, то ей следовало бы быть шире и по ней должно проезжать большое количество машин, а их вообще не было. Тем не менее "ощущение лабиринта" прошло, теперь чувствовалась легкость и свобода. Дорога внушала спокойствие и уверенность. Так повелось еще с прошлых путешествий. У меня есть представление, согласно которому боги дороги помогают путешественнику и оберегают его. Отсутствие машин не пугало, а радовало. Это означало, что местность впереди дикая, и будет очень интересно. Просто непонятно, как такое возможно на трассе, ведущей в город с населением в семь миллионов жителей. Впрочем, эта "тайна" была разгадана при первом внимательном изучении карты. К Боготе из Кукуты ведут множество дорог. Самая оживленная трасса проходит через город Букараманга. Как оказалось впоследствии, это маршрут, выбранный Димой. Я же совершенно случайно вышел на другую, малоизвестную горную дорогу 55, проложенную через такие населенные пункты, как Памплона, Читага, Малага, Белен, Тунха.
На пустынной трассе меня взял водитель одной из первых проезжавших машин. Затем я ехал еще на нескольких. В наиболее запомнившейся на заднем кресле со мной сидел местный житель в ковбойской шляпе. В руках он держал лассо. В одном из населенных пунктов я зашел в магазин, чтобы купить хлеба. Моё появление вызвало восторг продавца и посетителей. Видимо иностранцы здесь редкость, если они тут вообще бывают. Чем дальше я перемещался по дороге 55, тем больше мне нравилась Колумбия. Высота над уровнем моря, судя по знакам на трассе, превышала 2000 м. Еще вчера в Венесуэле меня сопровождала жара, но здесь было прохладно, и я надел куртку. Иногда шел дождь, но он быстро проходил. В соответствии с климатом, и растительность уже отличалась от низин. Нет пальм и джунглей, лишь редкие деревья, а некоторые горы - и вовсе без них. Но в целом пейзажи нельзя назвать скудными. Все вокруг зеленело, и оттенки зеленого были очень яркими. Я пытался запечатлеть это в фотографиях, но пасмурная погода усложняла задачу. Горы, где это возможно, подверглись окультуриванию человеком. Будто лоскуты, покрывают склоны сельскохозяйственные участки. Возле домов есть огороды с выращиваемой на них капустой.
К вечеру я добрался до маленькой тихой деревушки Эль-Президенте. За несколько минут я прошел ее всю, и встал на трассе там, где уже не было домов. За час мимо проехали две или три машины, водители которых показывали мне жест: рука, приставленная к горлу. Обычно его используют, если автомобиль уже заполнен попутчиками, и он означает "мест нет". Но сейчас явно имелось в виду нечто иное, поскольку в салонах всех проехавших машин кроме водителя не наблюдалось никого. Второе значение этого жеста у меня ассоциируется со словом "смерть". Прошло еще несколько часов. Машины были редки, но каждый из водителей продолжал показывать руку, приставленную к горлу. Вскоре в сторону деревни прошли пешком три парня со связками хвороста в руках. Поравнявшись со мной, они остановились на пару секунд, посмотрели на меня, а затем продолжили путь. Приближались сумерки. Что бы не означал этот жест, я подумал, что ночевать в этом месте явно не стоит. Тем более, вся земля вдоль трассы, как обычно в Южной Америке, была отгорожена низким забором из шестов и протянутой между ними колючей проволоки, а значит это частная собственность и ставить палатку здесь запрещено. На участках в стороне от дороги были сложены ограды из камней. Такие каменные заборы мне позже приходилось видеть очень часто в горных областях Колумбии.
Я решил вернуться в деревню и попроситься на ночлег в какой-нибудь дом. Для начала я постучался в самую первую дверь, и сразу обрел успех. Хозяева с энтузиазмом встретили меня. Уже зная слово "carpa"("палатка") и "bolsa de dormir"("спальник"), я довольно быстро добился понимания с их стороны. Мне показали место, где я могу разместиться с ковриком и спальником - под крышей, у входа в сарай. Обрадовавшись найденному ночлегу, перед сном я решил еще раз попытать счастья, и вышел на трассу. Каково же было мое удивление, когда женщина из дома, в который я стучался, принесла мне кофе на блюдечке и булочки. В такие моменты в путешествии начинаешь ощущать особую связь с миром и людьми. Я поблагодарил хозяйку. Неожиданная чашечка кофе во время автостопа - это просто какая-то запредельная мечта, подарок судьбы, свой щедростью превосходящий все богатства мира!
Почти стемнело, как вдруг вдалеке замелькал свет фар. Все жители дома, ставшие уже моими друзьями, выбежали на дорогу, и стали размахивать руками с целью помочь мне остановить машину. Вскоре мы увидели большой грузовик. Он остановился, из кабины вышел водитель. На его лице читалось удивление. Местные принялись оживленно рассказывать ему обо мне. Водитель понял, в чем дело, улыбнулся и пригласил меня в машину. Я забросил рюкзак в кузов, заваленный каким-то ржавым ломом. "Я повезу тебя в Боготу, столицу Колумбии!" - весело сообщил водитель. Попрощавшись с гостеприимными жителями деревни Эль-Президенте, мы скрылись в ночи. Я так и не смог понять, что означал жест руки, приставленной к горлу.
Вскоре после того, как мы покинули Эль Президенте, асфальт на трассе закончился. Дорога стала еще более узкой и извилистой. Грузовик медленно поднимался наверх, и с трудом вписывался в повороты. Мы достигли высоты, на которой не встречались даже кустарники. Только некая разновидность кактусов нашла себе здесь пристанище. Очевидно для нее характерна приспособленность к жизни в тумане и прохладе. Долгое время нам на пути не попадалось человеческое жилье. Однако ближе к полуночи мы спустились в низину. Здесь росли пальмы, и стояла жара. Возле дороги часто можно было увидеть деревни. Водитель показывал мне на них и говорил: "Pueblo!" Все эти места казались безмятежными, однако вскоре стали происходить события, нарушившие наше спокойствие. Внезапно на дороге нас остановил военный патруль. Люди в форме и с оружием потребовали поскорее покинуть кабину. Когда мы вышли наружу, нас прислонили лицом к машине, а руки завернули за голову. После проверки грузовика военные начали изучать наши документы. Я заметил, что водитель был обеспокоен происходящим не меньше моего. Разговор с нами вели в резких тонах. Однако после просмотра моего паспорта обстановка разрядилась. Военные уставились на меня, и воздух начал сотрясаться от их дружелюбного хохота. "Ruso! Ruso!" - радовались они. Насколько я понял, русского здесь ожидали увидеть меньше всего. Водителя начали расспрашивать, где он нашел меня, и им была рассказана вся история встречи в Эль Президенте.
Мы продолжили путь. Примерно через сто километров все повторилось: перекрытая дорога, люди с оружием, руки за голову и лицом к кабине. Когда то же самое настигло нас и в третий раз за ночь, я уже привык и воспринимал это как должное. Водитель позже объяснил, что все три раза мы сталкивались с различными структурами: вначале - с армией Колумбии, а затем - со спецназом и полицией. Конкретные причины происходившего мне неясны, однако в Колумбии, как и Венесуэле, существует организованная преступность. Возможно, мы испытали одну из операций против нее на себе.
К двум часам ночи мы достигли какого-то маленького городка. Название его я, к сожалению, забыл, но вот вся обстановка запомнилась мне надолго: малоэтажные домишки - старая испанская архитектура, двери "формы летучей мыши"(как в фильмах о Диком Западе), и мужики в ковбойских шляпах. Несмотря на поздний час, людей встречалось довольно много. Возможно, в дневное время я увидел бы этот населенный пункт совершенно другим, но сейчас он мне показался очень архаичным, как будто я наблюдаю картину столетней давности. Я напряженно вглядывался в плохо освещенные улицы в надежде разглядеть признаки современности - хоть один банкомат, хоть один супермаркет, но тщетно! Если бы не другие машины, проезжавшие с нами по одной дороге, я бы точно поверил в то, что время здесь остановилось. Впрочем, и автомобили эти вполне можно назвать достойными музейной коллекции.
Оказалось, водитель грузовика решил заночевать в этом городе. Я захотел забраться в кузов и достать палатку, но он стал отговаривать от этой затеи, и впоследствии даже оплатил мне гостиницу, так как считал, что это для меня будет безопаснее. Сопротивляться я не стал. Гостиница так гостиница! У входа в нее мы разговорились с местными жителями. В это время я ожидал увидеть только гуляющих пьяниц, но встретил хороших людей. Например, парня с девушкой. Узнав, что я из России, они попросили меня написать им по-русски на салфетке слово "любовь". "Вот так место! И как же меня сюда занесло?!" - не верилось мне.
Чуть свет мы тронулись в путь. Дорога вновь проходила по горам. Пейзажи, увиденные в то утро, я могу назвать одними из самых вдохновляющих в моей жизни: каменные ограды сельских угодий, редкие дома, золотистая трава. Вдалеке сияли белизной заснеженные вершины Национального Парка El Cocuy. Однажды мы проезжали возле эвкалиптовой рощи, и легкие наполнились ее целебным ароматом. После одного из перевалов водитель неожиданно встретил своих друзей и коллег. В результате мы остановились, и они долго разговаривали. Затем поездка продолжилась, но вскоре еще одна остановка была сделана у придорожного кафе. "Tienes hambre?"("Ты голоден?") - спросил водитель, мимикой показывая, как черпают суп из миски. Так я узнал еще одну фразу на испанском. "Si!" - ответил я. Водитель хотел угостить меня и заказал огромное блюдо с едой. Передо мной на столе были: "carne"(свинина), papa(картошка), "arroz"(рис). Я набросился, как дикарь на это все.
После того, как мы миновали город Тунха и выбрались на главную магистраль, поток машин увеличился. К вечеру удалось достигнуть предместий Боготы, и здесь мы попали в пробку. Водитель указал на большой дворец, построенный рядом с шоссе: "Вот здесь живет президент Колумбии.". В путешествиях автостопом всегда происходят удивительные события, и, кто знает, может быть однажды какого-нибудь автостопщика пригласят на ночлег в дом президента. У меня же на этот раз имелся в запасе номер телефона и адрес одной жительницы Боготы, с которой мы переписывались на сайте Коучсерфинг. Зовут ее Александра. Водитель спросил, есть ли у меня знакомые в Боготе, и я кое-как, используя слово "amiga" и показывая в воздухе клавиатуру, рассказал ему о ней. В Колумбии и других странах Южной Америки распространена такая услуга, как "minuto cellular"(в 2009, как сейчас - не знаю). Именно эта надпись встречается на трассе и улицах, причем не только в Богом забытых местах, но и в столице страны. Возле надписи "minuto cellular" можно найти человека с мобильным телефоном. Он дает вам позвонить за плату. Водитель, посмотрев на адрес, полученный от Александры, сказал, что надо срочно найти "minuto cellular", поскольку ее дом находится в северной части Боготы, куда мы как раз и въезжали. Кроме того, в этом адресе был только номер здания, без указания квартиры, и у хозяйки следовало выяснить недостающее звено в информации.
Переговоры по телефону водитель взял на себя. Они минут пять беседовали с Александрой по-испански. Причем, что-то вызвало у водителя возмущение. Быть может, она не поверила ему и хотела положить трубку? Впрочем, в итоге все получилось хорошо. Теперь стал известен полный адрес. Однако водитель не отпустил после этого! Он нашел таксиста, сообщил ему, куда ехать, и даже заплатил за меня! Только тогда он попрощался со мной! Я пожал ему руку! К сожалению, при мне сейчас нет моих записок тех дней, где может быть написано его имя! Это позор для меня, что я забыл имя этого великого человека(на фото - в оранжево-черной футболке) и не вписал его в рассказ об этом путешествии! Кстати, это относится и ко всем другим водителям, о которых шла или пойдет речь! Да, их было много, но это ни в коей мере не может служить мне оправданием! Продолжение -->
Комментариев нет:
Отправить комментарий