четверг, 16 июля 2015 г.

Путешествие по Южной Америке(часть 2.) - Колумбия: От Кукуты до Боготы.

Природа Колумбии

Когда я вспоминаю о переходе границы Венесуэлы и Колумбии, то первая картина, которая представляется - это множество канистр с топливом, выставленных на продажу возле дороги. Из Венесуэлы, где добывается и перерабатывается нефть, торговцы везут горючее в Колумбию.  Больше ничего примечательного на границе я не увидел. В миграционном офисе довольно быстро нам поставили штампы о въезде, и путешествие по Южной Америке продолжилось. Ждал ли я чего-либо особенного от Колумбии? Нет, я ничего не знал об этой стране, и скорее думал, что она будет чем-то напоминать Венесуэлу. Однако в поездках автостопом рутина, ставшая привычной в одной местности, после преодоления определенного географического рубежа иногда внезапно сменяется  совершенно новыми событиями и приключениями. Это всегда как глоток свежего воздуха.

Продажа топлива на границе Венесуэлы и Колумбии

Зеленые горы в окрестностях Кукуты

В этот день Дима из Москвы находился в плохом расположении духа. Возникли разногласия. Начиная с утра следующего дня, мы стали путешествовать раздельно.

Без попутчика, бравшего все разговоры на себя, интенсивность моего обучения испанскому увеличилась в разы. Пройдет еще пару месяцев, и мне начнут делать комплименты о хорошем произношении и понимании. Однако до этого предстояло проделать путь в несколько тысяч километров, пережить различные ситуации. При этом грамматику испанского я так и не освоил.

Склон горы и забор в Колумбии

Сельский пейзаж в Колумбии

Полдня я ходил пешком по Кукуте с большим рюкзаком и маленьким словарным запасом. У меня имелась хорошая карта Колумбии, приобретенная в Венесуэле. Однако масштаб не позволял быстро разобраться в том, как выбраться из этого города. Я обращался к случайным прохожим и продавцам в лавках, произнося название столицы - "Богота." Некоторые, увидев меня, сами спрашивали: "A donde vas?". После многократного повторения данного вопроса моими собеседниками, я понял, что он означает "куда ты идешь?"

Кукуту окружают горы, да и сам город построен на неровном ландшафте, поэтому приходилось подниматься на холм, а потом спускаться обратно, если оказывалось, что я выбрал неверное направление. То, как мне объясняли, куда идти, представлялось мне набором похожих друг на друга слов, лишенных всякого смысла. Например, говорили нечто вроде: "Derecho, derecha, derecho, derecho". Я тогда еще не понимал, что это "прямо, направо, прямо-прямо". Мне стало казаться, что я перемещаюсь по запутанному лабиринту. Дорожных указателей я никаких не встречал. Тем удивительнее, что после нескольких часов подобных блужданий вдруг начали попадаться прохожие, которые на мой вопрос о дороге вместо туманных объяснений теперь в одном или двух словах давали понять: я уже нахожусь на дороге в Боготу! И действительно, вскоре город остался где-то позади. Меня окружали только зеленые горы.

Загадочная трасса. Асфальтированная, но узкая. Если она ведет в столицу, то ей следовало бы быть шире и по ней должно проезжать большое количество машин, а их вообще не было. Тем не менее "ощущение лабиринта" прошло, теперь чувствовалась легкость и свобода. Дорога внушала спокойствие и уверенность. Так повелось еще с прошлых путешествий. У меня есть представление, согласно которому боги дороги помогают путешественнику и оберегают его. Отсутствие машин не пугало, а радовало. Это означало, что местность впереди дикая, и будет очень интересно. Просто непонятно, как такое возможно на трассе, ведущей в город с населением в семь миллионов жителей. Впрочем, эта "тайна" была разгадана при первом внимательном изучении карты. К Боготе из Кукуты ведут множество дорог. Самая оживленная трасса проходит через город Букараманга. Как оказалось впоследствии, это маршрут, выбранный Димой. Я же совершенно случайно вышел на другую, малоизвестную горную дорогу 55, проложенную через такие населенные пункты, как Памплона, Читага, Малага, Белен, Тунха.

Караван лошадей на склоне горы

Горная дорога в Колумбии

На пустынной трассе меня взял водитель одной из первых проезжавших машин. Затем я ехал еще на нескольких. В наиболее запомнившейся на заднем кресле со мной сидел местный житель в ковбойской шляпе. В руках он держал лассо. В одном из населенных пунктов я зашел в магазин, чтобы купить хлеба. Моё появление вызвало восторг продавца и посетителей. Видимо иностранцы здесь редкость, если они тут вообще бывают. Чем дальше я перемещался по дороге 55, тем больше мне нравилась Колумбия. Высота над уровнем моря, судя по знакам на трассе, превышала 2000 м. Еще вчера в Венесуэле меня сопровождала жара, но здесь было прохладно, и я надел куртку. Иногда шел дождь, но он быстро проходил. В соответствии с климатом, и растительность уже отличалась от низин. Нет пальм и джунглей, лишь редкие деревья, а некоторые горы - и вовсе без них. Но в целом пейзажи нельзя назвать скудными. Все вокруг зеленело, и оттенки зеленого были очень яркими. Я пытался запечатлеть это в фотографиях, но пасмурная погода усложняла задачу. Горы, где это возможно, подверглись окультуриванию человеком. Будто лоскуты, покрывают склоны сельскохозяйственные участки. Возле домов есть огороды с выращиваемой на них капустой.

Зеленые лоскуты возделанных земель в горах

Огород с капустой в Колумбии

Сельский ландшафт в Колумбии

В Кордильерах Колумбии

Лошадь на окраине деревни

К вечеру я добрался до маленькой тихой деревушки Эль-Президенте. За несколько минут я прошел ее всю, и встал на трассе там, где уже не было домов. За час мимо проехали две или три машины, водители которых показывали мне жест: рука, приставленная к горлу. Обычно его используют, если автомобиль уже заполнен попутчиками, и он означает "мест нет". Но сейчас явно имелось в виду нечто иное, поскольку в салонах всех проехавших машин кроме водителя не наблюдалось никого. Второе значение этого жеста у меня ассоциируется со словом "смерть". Прошло еще несколько часов. Машины были редки, но каждый из водителей продолжал показывать руку, приставленную к горлу. Вскоре в сторону деревни прошли пешком три парня со связками хвороста в руках. Поравнявшись со мной, они остановились на пару секунд, посмотрели на меня, а затем продолжили путь. Приближались сумерки. Что бы не означал этот жест, я подумал, что ночевать в этом месте явно не стоит. Тем более, вся земля вдоль трассы, как обычно в Южной Америке, была отгорожена низким забором из шестов и протянутой между ними колючей проволоки, а значит это частная собственность и ставить палатку здесь запрещено. На участках в стороне от дороги были сложены ограды из камней. Такие каменные заборы мне позже приходилось видеть очень часто в горных областях Колумбии.

Я решил вернуться в деревню и попроситься на ночлег в какой-нибудь дом. Для начала я постучался в самую первую дверь, и сразу обрел успех. Хозяева с энтузиазмом встретили меня. Уже зная слово "carpa"("палатка") и "bolsa de dormir"("спальник"), я довольно быстро добился понимания с их стороны. Мне показали место, где я могу разместиться с ковриком и спальником -  под крышей, у входа в сарай. Обрадовавшись найденному ночлегу, перед сном я решил еще раз попытать счастья, и вышел на трассу. Каково же было мое удивление, когда женщина из дома, в который я стучался, принесла мне кофе на блюдечке и булочки. В такие моменты в путешествии начинаешь ощущать особую связь с миром и людьми. Я поблагодарил хозяйку. Неожиданная чашечка кофе во время автостопа - это просто какая-то запредельная мечта, подарок судьбы, свой щедростью превосходящий все богатства мира!

Почти стемнело, как вдруг вдалеке замелькал свет фар. Все жители дома, ставшие уже моими друзьями, выбежали на дорогу, и стали размахивать руками с целью помочь мне остановить машину. Вскоре мы увидели большой грузовик. Он остановился, из кабины вышел водитель. На его лице читалось удивление. Местные принялись оживленно рассказывать ему обо мне. Водитель понял, в чем дело, улыбнулся и пригласил меня в машину. Я забросил рюкзак в кузов, заваленный каким-то ржавым ломом. "Я повезу тебя в Боготу, столицу Колумбии!" - весело сообщил водитель. Попрощавшись с гостеприимными жителями деревни Эль-Президенте, мы скрылись в ночи. Я так и не смог понять, что означал жест руки, приставленной к горлу.

Деревня Эль-Президенте

Путешествие по Колумбии

Асфальтированная трасса в Колумбии

Колумбийские крестьяне с хворостом

Вскоре после того, как мы покинули Эль Президенте, асфальт на трассе закончился. Дорога стала еще более узкой и извилистой. Грузовик медленно поднимался наверх, и с трудом вписывался в повороты. Мы достигли высоты, на которой не встречались даже кустарники. Только некая разновидность кактусов нашла себе здесь пристанище. Очевидно для нее характерна приспособленность к жизни в тумане и прохладе. Долгое время нам на пути не попадалось человеческое жилье. Однако ближе к полуночи мы спустились в низину. Здесь росли пальмы, и стояла жара. Возле дороги часто можно было увидеть деревни. Водитель показывал мне на них и говорил: "Pueblo!" Все эти места казались безмятежными, однако вскоре стали происходить события, нарушившие наше спокойствие. Внезапно на дороге нас остановил военный патруль. Люди в форме и с оружием потребовали поскорее покинуть кабину. Когда мы вышли наружу, нас прислонили лицом к машине, а руки завернули за голову. После проверки грузовика военные начали изучать наши документы. Я заметил, что водитель был обеспокоен происходящим не меньше моего. Разговор с нами вели в резких тонах. Однако после просмотра моего паспорта обстановка разрядилась. Военные уставились на меня, и воздух начал сотрясаться от их дружелюбного хохота. "Ruso! Ruso!" - радовались они. Насколько я понял, русского здесь ожидали увидеть меньше всего. Водителя начали расспрашивать, где он нашел меня, и им была рассказана вся история встречи в Эль Президенте.

Мы продолжили путь. Примерно через сто километров все повторилось: перекрытая дорога, люди с оружием, руки за голову и лицом к кабине. Когда то же самое настигло нас и в третий раз за ночь, я уже привык и воспринимал это как должное. Водитель позже объяснил, что все три раза мы сталкивались с различными структурами: вначале - с армией Колумбии, а затем - со спецназом и полицией. Конкретные причины происходившего мне неясны, однако в Колумбии, как и Венесуэле, существует организованная преступность. Возможно, мы испытали одну из операций против нее на себе.

По дорогам Колумбии

Грузовик в Колумбии

К двум часам ночи мы достигли какого-то маленького городка. Название его я, к сожалению, забыл, но вот вся обстановка запомнилась мне надолго: малоэтажные домишки -  старая испанская архитектура, двери "формы летучей мыши"(как в фильмах о Диком Западе), и мужики в ковбойских шляпах. Несмотря на поздний час, людей встречалось довольно много. Возможно, в дневное время я увидел бы этот населенный пункт совершенно другим, но сейчас он мне показался очень архаичным, как будто я наблюдаю картину столетней давности. Я напряженно вглядывался в плохо освещенные улицы в надежде разглядеть признаки современности - хоть один банкомат, хоть один супермаркет, но тщетно! Если бы не другие машины, проезжавшие с нами по одной дороге, я бы точно поверил в то, что время здесь остановилось. Впрочем, и автомобили эти вполне можно назвать достойными музейной коллекции.

Оказалось, водитель грузовика решил заночевать в этом городе. Я захотел забраться в кузов и достать палатку, но он стал отговаривать от этой затеи, и впоследствии даже оплатил мне гостиницу, так как считал, что это для меня будет безопаснее. Сопротивляться я не стал. Гостиница так гостиница! У входа в нее мы разговорились с местными жителями. В это время я ожидал увидеть только гуляющих пьяниц, но встретил хороших людей. Например, парня с девушкой. Узнав, что я из России, они попросили меня написать им по-русски на салфетке слово "любовь". "Вот так место! И как же меня сюда занесло?!" - не верилось мне.

Чуть свет мы тронулись в путь. Дорога вновь проходила по горам. Пейзажи, увиденные в то утро, я могу назвать одними из самых вдохновляющих в моей жизни: каменные ограды сельских угодий, редкие дома, золотистая трава. Вдалеке сияли белизной заснеженные вершины Национального Парка El Cocuy. Однажды мы проезжали возле эвкалиптовой рощи, и легкие наполнились ее целебным ароматом.  После одного из перевалов водитель неожиданно встретил своих друзей и коллег. В результате мы остановились,  и они долго разговаривали. Затем поездка продолжилась, но вскоре еще одна остановка была сделана у придорожного кафе. "Tienes hambre?"("Ты голоден?") - спросил водитель, мимикой показывая, как черпают суп из миски. Так я узнал еще одну фразу на испанском. "Si!" - ответил я. Водитель хотел угостить меня и заказал огромное блюдо с едой. Передо мной на столе были: "carne"(свинина), papa(картошка), "arroz"(рис). Я набросился, как дикарь на это все.

После того, как мы миновали город Тунха и выбрались на главную магистраль, поток машин увеличился. К вечеру удалось достигнуть предместий Боготы, и здесь мы попали в пробку. Водитель указал на большой дворец, построенный рядом с шоссе: "Вот здесь живет президент Колумбии.". В путешествиях автостопом всегда происходят удивительные события, и, кто знает, может быть однажды какого-нибудь автостопщика пригласят на ночлег в дом президента. У меня же на этот раз имелся в запасе номер телефона и адрес одной жительницы Боготы, с которой мы переписывались на сайте Коучсерфинг. Зовут ее Александра. Водитель спросил, есть ли у меня знакомые в Боготе, и я кое-как, используя слово "amiga" и показывая в воздухе клавиатуру, рассказал ему о ней. В Колумбии и других  странах Южной Америки распространена такая услуга, как "minuto cellular"(в 2009, как сейчас - не знаю). Именно эта надпись встречается на трассе и улицах, причем не только в Богом забытых местах, но и в столице страны. Возле надписи "minuto cellular" можно найти человека с мобильным телефоном.  Он дает вам позвонить за плату. Водитель, посмотрев на адрес, полученный от Александры, сказал, что надо срочно найти "minuto cellular", поскольку ее дом находится в северной части Боготы, куда мы как раз и въезжали. Кроме того, в этом адресе был только номер здания, без указания квартиры, и у хозяйки следовало выяснить недостающее звено в информации.

Переговоры по телефону водитель взял на себя. Они минут пять беседовали с Александрой по-испански. Причем, что-то вызвало у водителя возмущение. Быть может, она не поверила ему и хотела положить трубку? Впрочем, в итоге все получилось хорошо. Теперь стал известен полный адрес. Однако водитель не отпустил после этого! Он нашел таксиста, сообщил ему, куда ехать, и даже заплатил за меня! Только тогда он попрощался со мной! Я пожал ему руку! К сожалению, при мне сейчас нет моих записок тех дней, где может быть написано его имя! Это позор для меня, что я забыл имя этого великого человека(на фото - в оранжево-черной футболке) и не вписал его в рассказ об этом путешествии! Кстати, это относится и ко всем другим водителям, о которых шла или пойдет речь! Да, их было много, но это ни в коей мере не может служить мне оправданием! Продолжение -->