понедельник, 12 июня 2017 г.

Волшебный Дурмитор(Часть 1.)

Камни и озеро на фоне гор

24 октября 2016.

Проснулись несколько позже, чем я рассчитывал, так как солнце уже поднялось и пробилось сквозь туман к нашей палатке. Первая за сегодня попутка доставила нас в Златибор, откуда мы, не сходя с трассы, двинулись дальше. На нескольких машинах добрались до Приеполья, где купили много хлеба в пекарне. Затем принялись искать выезд из города и попали на трассу в Белое Поле. Cобирались ехать в черногорский Жабляк и рассчитывали каким-то образом свернуть на дорогу к нему, однако для нужного нам направления имеется отдельная трасса. Остановившийся водитель объяснил, что мы совсем не на том пути, а потом взял и подвез до правильного выезда, хотя самому ему не надо было ехать в ту сторону. Как обычно, чем ближе к границе между странами, тем меньше поток машин на трассе. В Приеполье пришлось стоять несколько часов. Одна добрая женщина накормила нас виноградом со своего огорода. В итоге, подвезли сербские пограничники, почти до таможни, но высадили чуть раньше, чтобы начальники не увидели, как они кого-то подвозят. Дошли до пропускного пункта сами. Хоть мы и покидали Сербию, но выездные штампы в паспорте сербы здесь не ставят. Пешком достигли Черногории — и на той стороне в паспорта отпечатали штампы въезда в эту страну. Пейзаж вокруг очень живописный — холмы и камни. Где-то вдалеке долго звучали выстрелы — возможно, проводились какие-то учения. Чистое ночное небо в очередной раз открыло над нами ларец со звездами.

25 октября 2016.

Утром ловили машину и одновременно на солнце сушили спальник. Когда дождались попутку, то спальник просто схватили и взяли с собой, не сворачивая и не убирая в рюкзак. Дальше трасса спускается с горы, и сверху видно, как все внизу покрыто обширным полем облаков. Наконец, сама машина погрузилась в это поле. Вокруг появилась туманная дымка, а солнце исчезло. В таком пасмурном полумраке застали город Плевля, когда приехали в него. Вышли прямо у въезда в город. Пешком достигли выезда. Купили продукты в большом супермаркете. Затем на нескольких авто доехали до грандиозного моста через каньон реки Тара(к национальному парку в Сербии, где мы недавно были, никакого отношения не имеет). Этот мост и каньон — одни из самых известных достопримечательностей Черногории. С одной стороны на другую через пропасть проложена канатная дорога, и желающие могут прокатиться по ней, будучи подвешенными на веревке, прикрепленной к небольшому колесу и движущейся по канату с помощью него. Горы на берегах Тары покрыты лесом: у подножий — лиственные породы, с рыжими осенними листьями, ближе к вершинам таких деревьев становится меньше и появляются хвойные, на самом верху — отдельные ели или голые скалы. По моим представлениям, именно где-то от моста следовало начинать поход по национальному парку Дурмитор, но каких-либо конкретных маршрутов я не знал. Куда ни посмотри — везде высокие обрывы и скалы, где здесь какая-либо тропа? На мосту и трассе, а также в кафе — довольно много людей. Есть еще несколько сувенирных лавок. В общем, как мне показалось, десяти минут пребывания у этого моста вполне достаточно и теперь надо ехать в Жабляк. Надеялся, там удастся купить какую-нибудь карту национального парка. В интернете подробной карты найти не удалось. Транспорт, доставивший нас непосредственно к мосту, являлся грузовиком. Шофер угостил четырьмя пачками печенья — одну мы съели сразу, три — оставили про запас. Это печенье производит фирма, на которую работает водитель, и его он и вез в кузове. После прогулки по мосту мы продолжили автостоп, и нам остановилась первая же проезжавшая мимо машина. И это снова был грузовик с продуктами! По живописной горной дороге приехали в Жабляк, туристическую деревню. Мои надежды оправдались — в местном почтовом отделении я нашел очень подробную карту национального парка Дурмитор, масштабом в 1 см 220 м. Заплатил за нее четыре евро и ничуть не жалею — такой географически грамотной и подробной карты национального парка у меня еще никогда не было! Как в сербской Таре, так и в Дурмиторе, а также, скорее всего, и в других природных местах Европы очень развито создание специальных троп для походов — с метками, знаками, стоянками и т. д. Наличие подробной карты плюс огромное количество ориентиров, созданных на местности, делают путешествие легким в плане навигации, оставляя в качестве сложности лишь преодоление походных нагрузок. Подобную систему специально подготовленных троп для путешественников я уже встречал в Чили, о чем писал в разделе о Латинской Америке. Также нечто похожее появляется в России — это можно видеть на примере байкальской тропы от Листвянки в Большие Коты и в Большое Голоустное(о походе в тех краях тоже писал).

В Жабляке кроме почты есть супермаркет, автобусная станция. Недалеко от центральной части — множество отдельных домов, построенных на лоне природы, среди высоких елей. Одним из самых популярных мест поблизости является Черное озеро. К нему проложена асфальтовая дорога. Путешественница N на почте Жабляка купила открытку с изображением озера. В одном месте по пути к нему стоит деревянная будка — это пункт, где специальный контролер взимает плату 3 евро за проход к озеру. Попытались пройти мимо, не обращая внимание на будку, но охранник выбежал из нее за нами. Тогда мы вернулись назад, взглянули на открытку и решили, что Черное озеро красивое, но посмотреть на открытку выходит гораздо дешевле. Как оказалось впоследствии, не побывав на Черном озере мы не только ничего не потеряли, но и сэкономили время. Впереди ожидало столько фантастического и интересного!

Мои сведения о национальном парке были отрывочными — что-то прочитал в путеводителях, что-то рассказал водитель Петр, подвозивший от Белграда до Уба. Никакие карты, фотографии и описания других путешественников не могут заменить реального контакта с природой. Столько раз со мной случалось — ехал куда-то заинтересовавшись местом, и только побывав в нем понимал: я совсем недооценивал, как будет классно! С Дурмитором снова именно так: вначале представлял его как нечто похожее на национальный парк Тара, откуда только что приехали. На деле Дурмитор оказался совсем иным, совершенно новым явлением в моей жизни. В Таре уже приходилось удивляться, какие большие леса сохранились посреди Европы. Но время от времени там мы наталкивались на очаги цивилизации с вырубками и домами. Полнейшей неожиданностью стало для меня то, что в Дурмиторе дикая природа сохранилась гораздо лучше. Покинув Жабляк, никаких деревень больше не видели в течение нескольких дней. В Таре не встречали других пешеходных путешественников(вероятно, из-за осеннего сезона), но ежедневно сталкивались с местными — монахами в монастырях и жителями небольших поселений. А в Дурмиторе людей не было совсем, кроме моей спутницы и меня.

Гора и лес

Лесное озеро

Указатели в лесу

Деревянные хижины

Пещера в горе

Вид из пещеры на лес

После того, как нам отказали в бесплатном проходе на Черное озеро, мы сделали вид, что уходим назад по дороге к заброшенному деревянному отелю, но потом снова возвратились к будке и перед ней повернули по грунтовой дороге направо и поднялись наверх. Осторожно осматривались по сторонам — вдруг где-нибудь есть еще один пункт оплаты. Вскоре появились указатели. С помощью них и карты намеревались дойти до другого ближайшего озера, называемого Змеиным. Как я подозреваю, наверняка вход в национальный парк платный, и за него надо платить в какой-нибудь дирекции парка. Тем не менее, никаких будок и проверяющих в лесу мы не увидели. Возможно, кто-то следит за этим, но в теплое время года, а не поздней осенью. Будка для оплаты Черного озера сделана лишь потому, что оно более популярно, чем весь остальной национальный парк. На более тихое Змеиное озеро, расположенное посреди леса, пришли без всяких препятствий. По пути видели несколько бегунов и туристов. Один из них до позднего вечера ходил по берегу озера и разговаривал по телефону, а потом убежал. Перед озером встретили несколько оборудованных стоянок с дровами, ручьем и местами для палаток. Эти стоянки очень уютные и мы не остались на них только потому, что было любопытно посмотреть на Змеиное озеро. Оно, окаймленное скалистыми берегами, высокими елями и горами вдалеке, поражало своим спокойствием и скромностью, присущей северным озерам. Не ожидал увидеть нечто подобное здесь, на юге Европы. Воды Змеиного озера прозрачны, но имеют своеобразный изумрудный оттенок. Родник является источником озера. Рядом с ним создана стоянка — кострище и большой стол с лавками. Поляна находится почти на уровне озера, и поэтому она весьма сырая. Сам же водоем расположен высоко относительно уровня моря — на отметке 1520 м. Мы решили, что будем спать прямо на большом столе, а палатку поставим лишь для того, чтобы просушить ее. Развели костер. Он хорошо разгорелся и искры поднимались к верхушкам ели. Казалось бы, прошли от Жабляка всего несколько километров, но никакие огни цивилизации уже не отравляют небо — сегодня оно снова выдалось ясным и мы в очередной раз имели счастье созерцать звезды. Особенно наши взоры обратились вверх после ужина. Подбросив дров в пламя, легли на столе, куда заранее положили спальники. Конечно, было бы здорово пролежать так под звездами всю ночь, но в первом часу меня разбудил дождь. Костер давно догорел, а тучи закрыли все звезды. Ночной осенний ливень усиливался и следовало поскорее перебраться в палатку. Пришлось отвлечь мою попутчицу от ее сладких сновидений. Та и слышать не хотела о том, чтобы прекращать спать хотя бы на секунду. Ей было все равно, что идет дождь. Тем не менее, удалось уговорить ее и она нехотя встала, подождала пока я приготовлю постель в палатке, а затем залезла в нее.

26 октября 2016.

Поднялся в 6 утра. Дождь завершился. Сделал ритуальные отжимания. Приготовил и съел овсянку. N снова отказалась от этого замечательного продукта, предпочтя подольше поспать. Пока собирал рюкзак, она позавтракала горячей водой и шоколадкой. Палатка сушилась еще некоторое время, пока мы гуляли по берегу. Когда начал складывать ее, мимо прошел мужик с посохом — возможно, местный пастух. Больше людей мы не увидим до 28 октября. Еще вчера никаких конкретных планов похода у нас не имелось, но сегодня, взглянув на карту, решили идти к озеру Скрчка. Расстояние от Змеиного озера до него составляет примерно 11 км, время пути — почти 5 часов(если верить надписи на указателе у тропы). Мне казалось, что весь национальный парк покрыт высокими густыми лесами и маршрут будет проходить среди деревьев. Однако я не учел перепада высот и возможной смены растительности в связи с этим. Всего через пару километров мы вышли из леса, очутившись на большой поляне, где паслись лошади и имелись две деревянных постройки. Дальше тропа подымается в гору, и высокие деревья отсутствуют на всем протяжении тропы до озера Скрчка. Перед тем, как начинать подъем, я посмотрел направо и обнаружил пещеру в 300 м от тропы. Будучи любопытными, как и все путешественники, мы залезли в нее. Возможно, в прошлом внутри обитали древние люди или пещерный медведь. Возвратившись на тропу, медленно взобрались наверх и окинули взором еловые и смешанные леса, оставшиеся под нами. Преобладающая растительность на высокогорьях Дурмитора — трава и растение, напоминающее кедровый стланик. В некоторых местах довольно большие площади склонов покрыты им. Особенно кстати встретить кедровый стланик где-нибудь на сложном и скользком спуске — за его ветви мы хватались, когда держаться уже было не за что. Ветви довольно гибкие и очень крепко приросшие к скалам. Впрочем, будьте внимательны, рассчитывая на них. Таких сложных мест, где приходится с трудом карабкаться или сползать, на маршруте между Змеиным озером и озером Скрчка нет. Все это ожидало нас на другой тропе. После первого подъема мы вышли на относительно ровную местность с большими буграми и камнями. Наткнулись на деревянное сооружение в виде крыши, поставленной на землю. Под ней лежали доски. Возможно, это укрытие пастухов, но их самих или каких-нибудь вещей, принадлежащих им, не увидели. Чуть дальше обнаружили остатки каменных построек, а рядом - несколько досок с гвоздями.

Вскоре снова пришлось подниматься. Достигнув вершины перевала, прочитали надписи на указателях. Один из них, сорванный ветром, прижат камнями и его стрелка направлена в сторону горы Планиника высотой 2330 м. До нее — 600 м, но примерное время пути — целых 30 минут. Высота, на которой находились сейчас мы, тоже была написана — 2200 м. Мы не стали здесь задерживаться, продолжили идти. До озера Скрчка — еще 7 км или 3 часа ходьбы. Рядом с горой Планиника дул холодный ветер и носились облака. Сама вершина чуть припорошена снегом. Немного спустились с перевала — внизу тихо и тепло. В дальнейшем на спуске мы спугнули стадо диких горных коз. Они ринулись прочь и остановились возле почти неприступной скалы — дальше бежать некуда. Животные встали как вкопанные и уставились на нас. Одна коза почувствовала опасность позже других и со всех ног в одиночку кинулась туда, где уже находились остальные. Я пришел в восторг и путешественница N тоже! Вот это путешествие, вот это Дурмитор! Кажется, с этого момента мы влюбились в национальный парк! Хоть я и прекрасно различал коз среди тумана и гор, но дистанция была слишком велика для того, чтобы я сфотографировал их с помощью своего не очень мощного объектива. За все наше пребывание в Дурмиторе больше мы не видели коз, зато часто встречали их многочисленные следы, которые удалось зафиксировать на фотоаппарат и видеокамеру.

Лес в Черногории

Гора и лесной массив в Черногории

Поляна посреди леса

Кедровый стланик на скалах

Горный пейзаж

Облако в горах Черногории

Встретили высохший цветок растения, называемого Колючник Бесстебельный(Carlina acaulis). Будучи в походе я не знал его названия, но затем позже идентифицировал с помощью сделанной фотографии и интернета. Выяснилось — корень данного растения применяется в медицине.

Колючник бесстебельный

Гора и кедровый стланик

В определенный момент тропа поворачивает налево, а затем теряется в кедровом стланике. Издалека можно заметить, как она снова появляется у огромной отвесной скалы и пересекает осыпь(отчетливо виден след тропы). Осыпь показалась мне опасной, поскольку некоторое время приходится взбираться по довольно крупным, но неустойчивым камням. С нее начинается очередной подъем. Этот неуютный участок быстро заканчивается, затем приходится то подниматься по склону, совсем голому, с одной травой, то пробираться сквозь заросли кедрового стланика. Как-то раз слева увидали жуткую расщелину, заполненную туманом. Она находилась рядом с тропой, поэтому мы ее разглядели. Чуть более удаленные объекты скрывались в дымке тумана. Даже если мы с N временами отставали друг от друга на пару десятков метров, то, конечно, не терялись из виду. Тем не менее, в какой-то степени наши силуэты будто растворялись в этих облаках. Дошли до источника, на месте которого сооружен бетонный короб с торчащими трубами(из них льется вода). Отсюда открывается восхитительный вид на окрестные горы и два озера, находящиеся между ними: Большое Скрчка и Малое Скрчка. Большое расположено ниже первого и вытянуто. Малое озеро имеет округлую форму. На краю леса, у оз. Б. Скрчка различили двухцветную крышу дома(красная и синяя). На моей карте дом тоже обозначен. Кроме того, в другом месте озера на ней нарисована какая-то хижина. У источника сделали недолгий привал, выпили воды и поспорили. Я высказал предположение, что дверь в доме открыта и он специально построен здесь на случай, если вдруг какому-нибудь путешественнику потребуется приют, так как местность дикая и могут возникнуть такие условия, когда вместо палатки лучше ночевать в доме. Для сравнения рассказал о таежных избушках в Сибири. Путешественница N поняла, о чем шла речь, но все же считала, что дверь закрыта на замок. Аргумент у нее имелся следующий: «Раз у дома такая красивая крыша, значит он заперт!» Нам уже не терпелось спуститься и проверить, кто из нас прав. Одна из пластиковых труб, соединенная с источником и уходящая в землю вниз по склону горы, снабжает водой кран, находящийся снаружи дома, рядом с одной из стен(узнали об этом, когда спустились к дому).

По мере того, как мы спускались к озеру Б. Скрчка все более фантастические картины рисовались вокруг: сухие деревья, камни, туман... Но что могут передать эти слова? Дурмитор — это просто сказка и ее надо увидеть, чтобы поверить. Наконец, приблизились к озеру. Его прозрачная чистота глубоко тронула меня. Много разных водоемов посмотрел за свои путешествия, но этот не показался мне чем-то обыденным, похожим на другие. Первой моей мыслью при виде озера являлось следующее: «Вот какой была вся вода на Земле до появления человека.» В тихой заводи кружили хороводы красные осенние листья... С этой точки тропа раздваивается — одна идет в сторону дома(700 метров, 15 минут), а другая — к водопаду Скакала(1,6 км, 45 минут). И то, и другое не является конечными пунктами. Тропы продолжаются в разных направлениях национального парка. От развилки пошли к дому и сразу попали в лиственный лес с очень глубоким слоем опавших листьев, шуршавших под ногами.

Камни и кедровый стланик

Деревья и камни

Озеро в пасмурный день

Табличка с названием озера

Указатель и предостережение о лавине

Прозрачная вода озера

Прозрачная вода озера Скрчка

След горной козы

Дом с двухцветной крышей

Тачка и дрова

Комбинезон в доме

Железная и кирпичная печи

Выбрались из леса — во всей красе предстал пред нами двухэтажный дом, сложенный из камней. Миновали свалку мусора, оставленную сволочами-туристами. Снаружи дома, с противоположной стороны от входа, там же, где на крышу поставлена стремянка, есть каменная печь. Рядом с ней — тачка, наполненная водой. О кране с водой возле одной из стен я уже говорил. Обошли дом, оказавшись у входа в него. Над дверью — надпись с обозначением высоты: «Ncionalni park Durmitor, Pl. Dom Skrka, 1723 m». Буквы и цифры намалеваны красной краской — подозреваю, той же, что и делали метки на тропах. Дверь оказалась запертой всего лишь на гвоздь. Повернув его, вошли внутрь. Значит сегодня будем спать в домашнем уюте! Путешественница N сама была рада, что проиграла спор. Потолок помещения первого этажа подперт тремя бревнами, одно из которых — почти свежий ствол дерева с корой. На столбе напротив печи, как чучело в огороде, висит комбинезон. Заходя внутрь, первым делом знакомишься с этим чучелом — оно смотрит на тебя. Затем слева замечаешь длинный стол с лавками возле маленького окошка. Всего на первом этаже два окна. Рядом с длинным столом — тачка и дрова, мешок с цементом. За этим всем — полки с кастрюлями. У противоположного окна находится железная печка и лестница на второй этаж. Железная печка соединена трубой с каменным дымоходом и тем, что, по-видимому, является большой кирпичной печью. Она закрыта деревянной крышкой и мы не открывали ее. На первом этаже есть еще две небольшие комнаты, двери у которых на затворе. На втором этаже — одна большая и одна малая комнаты. В них — деревянные нары с одеялами. Окно в большой комнате второго этажа было распахнуто и я затворил его.

Хоть, на наше счастье, дом был и открыт, но мы не могли поверить сразу, что просто так бесплатно переночуем в нем. Такой прекрасный каменный замок, наверняка, регулярно посещается каким-нибудь лесником. Он же, вероятно, взимает плату с приезжих. По крайней мере, на двери в одну из комнат висел прайс-лист, датированный 2015 годом с печатями дирекции парка. С минуты на минуту мы ожидали прихода сюда кого-либо — не проверяющего, так других путешественников, как мы. Но вслед за нашим появлением шли минуты и часы, и только ветер появлялся здесь снова и снова. Вспомнил о хижине, нарисованной в карте на другом конце озера. Решили пока не заселяться в дом, а оставить снаружи рюкзаки, закрыть его на гвоздь и посмотреть на второе жилище. Заодно было полезно узнать о продолжении тропы. Пока мы собирались пожить некоторое время на озере, но я уже на будущее рассматривал два варианта покидания Дурмитора — той же дорогой, что мы и пришли сюда или через перевал выйти на трассу Плужине-Жабляк. Оставив дом позади, мы добрались до следующей развилки тропы. Направо — гора Пруташ, перевал и трасса Плужине-Жабляк, а прямо — гора Боботов Кук. На камнях красной краской указаны эти направления. Теперь примерно ясно, куда идти дальше. Разобравшись с этим, принялись искать хижину, которая на карте обозначена как раз где-то между развилкой и озером. Спустились к самому берегу, осмотрели лес. Раза три подряд мне показалось, что я увидел избушку. Бросался к тому месту и понимал — кусты и ветви деревьев на самом деле скрывали огромный камень, который я принимал за крышу. Таких камней тут много. Близилась ночь. Окрестности погружались во тьму и туман. Шел дождь и ветер подгонял его. Не найдя хижины, вернулись к дому. Поужинали. Ночевали в термобелье и спальнике, но было прохладно. Скорее всего, температура снаружи в эту ночь почти опустилась до нуля. Моя попутчица спала как ни в чем не бывало. Пытался развести огонь в печке, но после двух попыток бросил это дело и снова уснул. Подумал, что дымоход закрыт и поэтому ничего не разгорается.