четверг, 21 сентября 2017 г.

Приключения на острове Куба(часть 9.) - В поисках самой маленькой лягушки на Земле.

Природа Кубы

13 декабря 2016 года.

С этого дня начинается наше долгое возвращение в Гавану. Если до этого мы все время ехали по южному берегу Кубы на восток острова, то теперь будем перемещаться на запад по северному берегу. Следующая остановка — национальный парк Александр Гумбольдт. Несмотря на то, что поход в национальные парки страны носит своеобразный характер(уже говорил об этом, рассказывая про Topes de Collantes), я все равно решил побывать в нем. Еще вчера, во время вечерней прогулки к монументу, мы нашли выезд из города в сторону Моа. Вначале шли пешком, потом нас бесплатно подвезли на лошади. Чуть позже грузовик подбросил до Пасо-де-Тоа. Ураган здесь разрушил мост через реку. Мы подоспели вовремя — паром уже заполнен людьми и вот-вот отходил от берега. После переправы некоторое время шли пешком, но потом уехали на маршрутке. За двоих заплачено 6 долларов. От Пасо-де-Тоа до официального входа в национальный парк — примерно 30 км. Площадь парка велика, однако для посетителей открыты всего лишь несколько троп. Посещать их разрешается только с гидом. Вход в национальный парк стоит …, а гид бесплатный. Не нравится мне куда-то ходить с гидами, но раз другого выбора посмотреть природу парка нет, то я решил все равно пойти.

Заплатил за наши билеты. Негр Педро, биолог и проводник по национальному парку, собрал свой вещмешок и мы пошли в поход, если можно так назвать тропу длиной всего три километра. Я не знал, насколько хорошо следят за парком и можно ли было пройтись по нему без оплаты. Судя по всему, это вполне реально. За всю прогулку мы не встретили ни одной живой души. Педро сообщил, что вечером обычно вообще никто не приходит. Все посетители, как правило, имеют интерес именно к биологии, поэтому стремятся попасть в Александр Гумбольдт с утра. В раннее время все птицы очень заметны, а также легко найти «самую маленькую лягушку в мире», как назвал ее Педро. Речь шла о Eleutherodactylus iberia. Действительно, размеры ее не превышают 10 мм, однако позже я прочитал о существовании на планете двух еще более мелких лягушек. Впрочем, это не так важно. Ведь Eleutherodactylus iberia в любом случае уникальна — из всех мест на Земле она встречается только в парке Александр Гумбольдт. Даже здесь ее не видели много лет и лишь недавно стали известны некоторые очаги ее обитания. Лягушка мало изучена, поэтому Педро очень активно наблюдает за ней. Он показал нам небольшой участок среди леса, где под опавшими листьями водятся эти самые лягушки. Ему приходилось довольно долго ворочать листья веткой, пока он нашел одну особь. Следом за ней лягушки стали находиться чаще. «А утром, - говорит Педро, - их здесь гораздо больше.» Биолог всю дорогу рассказывал о растениях и птицах, которых мы встречали. Удивительно, но его испанскую речь я почему-то понимал хорошо. Многие факты и названия вызывали большой интерес, но запомнить все было невозможно. Например, из птиц потом в дневник записал только «картекубу», национальную птицу Кубы с красным животом. Особенно понравилось мне растение Mimosa pudica, листья которого сами складываются, если до них хотя бы слегка дотронуться. Маршрут проходил то по тропе, то по руслу реки, где мы разувались и медленно шли по каменистому дну. В этой же реке, по словам Педро, очень чистая вода, поскольку выше по течению вся территория относится к национальному парку и на ней никогда не велось хозяйственной деятельности. Как я уже говорил, если мучает жажда, то не всегда следует доверять мнению местных жителей относительно пригодности воды для питья. Дело в том, что адаптированность к этой воде аборигенов позволяет им пить ее без всяких проблем. Пришельцам же, впервые оказавшимся на месте, стоит быть осторожными. Это, в основном касается, употребления воды в теплых широтах. Если где-нибудь на Камчатке аборигены предложат напиться чистой воды из горного ручья, то это другое дело. Я же набрал в бутылку воды из этой кубинской реки и сразу утолил ей жажду. Не знаю наверняка, но именно вода из этой реки могла послужить причиной внезапному ухудшению моего самочувствия. Хорошо хоть путешественница N отказалась пить воду. Напоследок Педро привел нас к относительно глубокому участку, где было возможно искупаться. Я переплыл на другой берег, залез на корень дерева и спрыгнул в воду. Пару раз нырял. На этом поход по национальному парку Александр Гумбольдт закончился. Педро сказал, что купался в этой реке с детства. Вообще весь национальный парк Александр Гумбольдт знаком ему с рождения. Отец парня тоже биолог. Есть еще одна тропа, где путешественникам разрешено появляться. Вся остальная местность — только для растений, зверей и кубинских ученых. По пути к трассе встретили человека, гнавшего быка с закрепленным к нему деревянным плугом. Вскоре я почувствовал, что у меня началось расстройство желудка. Есть не хотелось, делать ничего не хотелось. Вернулись за вещами в офис парка. Туда пришла также немецкая пожилая пара. За этими людьми приехала машина и они умчались в Баракоа. Я спросил у Педро, знает ли он, где лучше поставить палатку. Кстати, кроме избушки офиса национального парка поблизости есть деревня Рекрео. Педро живет здесь со своими родственниками и предложил нам остановиться у него в гостях. И это несмотря на запрет кубинского правительства приглашать иностранцев к себе домой просто так, если это не на коммерческой основе. Дом Педро располагается на холме. Он небольшой, но в нем есть две спальные комнаты, ванна, гостиная и кухня. В гостиной работал телевизор, нас попросили присесть напротив него и подождать, пока будет готов ужин. Еды приготовили много, но, к сожалению, я даже не мог смотреть на нее. Аппетит совсем пропал. Тогда хозяйка сварила чай с мятой и принесла в качестве лекарства. Действительно, от нескольких чашек этого отвара стало намного лучше. Чая мне хватило в качестве ужина. В это время путешественница N наедалась за двоих курицей и рисом с фасолью! Когда Педро приглашал в гости, то речь вначале шла только о том, чтобы мы поужинали, а затем переночевали в палатке во дворе. Однако гостеприимный биолог позже предложил нам занять отдельную комнату с большой кроватью. Я поблагодарил его, но сказал, что сегодня из-за своего состояния предпочел бы палатку, как обычно. В комнатах кубинского дома, как правило, водятся москиты, а мне сегодня особенно не хотелось, чтобы они тревожили. В эту ночь каркас палатки сломался в месте соединения двух его частей. Хорошо, что это произошло не где-нибудь в Патагонии, при сильном ветре. А ведь могло бы! Еще в начале года я там был! Больше этой палатке не доверяю.

Разрушенный ураганом мост в Баракоа

Трактор у дороги на острове Куба

Eleutherodactylus iberia

Среда обитания редкой лягушки

Кубинский деревянный плуг

Видео, записанное в национальном парке Александр Гумбольдт, где я покажу, как мы искали редкую лягушку - смотреть.

14 декабря 2016.

На завтрак мне снова сделали чай с мятой. Обменялись с кубинцами контактами и покинули их дом. Вот так. Хоть и пришлось против воли ходить по национальному парку с гидом, но он оказался таким классным! Даже в гости пригласил! Мы не успели выйти из деревни Рекрео пешком - нас догнала повозка с быками. Ее водитель, очень веселый крестьянин, остановился поговорить. Я рассказал ему кратко о путешествии и тот вызвался помочь — совершенно бесплатно довезти до соседней деревни Санта-Мария. Интересно, что водитель несколько раз крикнул своим животным "Идите!" не на испанском, а на французском(«Алле!»). Когда-то давно некоторые французы с Гаити сбежали со своего острова, а затем поселились в восточной части Кубы. Судя по всему, эти беглецы могли определенным образом повлиять на испанскую речь местных кубинцев, привнеся в неё французские элементы. Кубинцы, в свою очередь, обучили французскому местных быков.

Конечно же, я записал эту поездку на быках на видео - смотреть.

Словами это сложно передать. Погонщик быков — очень харизматичный мужик. Хлещет хнутом и причмокивает. Эти звуки тоже каким-то образом помогают ускорять шаг животных. Вначале я подумал, что их издает только этот погонщик, но позже и у других встречал такой прием. Хоть мы и пообщались с кубинцем немного по-испански, но его речь понять было очень тяжело, ибо в ней присутствовал своеобразный деревенский акцент. Наконец, приехали в Санта-Марию. Кстати, здесь же находится вторая тропа национального парка, доступная для посетителей. Выйдя из деревни, продолжили путь по грунтовой дороге в сторону Моа пешком. Никаких особенно красивых пейзажей здесь нет. Через несколько километров добрались до моста через реку. Рядом с мостом открывается вид на большое пространство, покрытое мангровыми зарослями, переходящими вдали в Атлантический океан. Тут сделали привал. Дорога полна подъемов и мы успели немного устать. Этот мост — граница между провинциями Гуантанамо и Ольгин. Нам повезло, и после отдыха не пришлось долго идти. Остановили красный старинный автомобиль. В нем ехало три мужика и они с радостью решились довезти нас до Моа. Внешний вид пассажира на правом переднем сиденье отличался от двух остальных большими часами и современной прической. Как оказалось, уже 15 лет он живет в Италии. С нами на заднем сиденье ехал брат «итальянца», а водитель — муж сестры «итальянца». Сам «итальянец», как и вся его семья, родом из деревни Санта-Мария, той самой, куда мы сегодня доехали на быках. Он сказал, что если еще когда-либо судьба занесет нас в эту деревню, то мы можем бесплатно остановиться в доме! Бесплатно, на Кубе! Нет, правда, на западе острова вообще нечего делать! Самые добрые и гостеприимные кубинцы живут на востоке, в самой дальней провинции! Для того, чтобы у нас получилось найти в деревне именно его семью «итальянец» сказал нам специальный пароль.

Моа — город возле большой фабрики. Здесь кубинцы начали добывать никель еще совместно с работниками из СССР. В нынешние времена предприятие принадлежит Кубе и Канаде. Экология города - очень плохая. На улицах дышать тяжело. Нас высадили у выезда из города. Мы хотели как можно скорее покинуть Моа, но для начала зашли в магазин и купили много воды. Затем пешком некоторое время шли по трассе в поисках лучшего места для автостопа. Машин, как и на всех дорогах Кубы, здесь мало, но уже заметно больше, чем на почти безжизненном участке от Баракоа до Моа. Именно кубинцы, а не иностранцы редко подвозили нас на Кубе, и, в основном, это происходило где-нибудь в сельской местности. Как я уже говорил, чаще останавливались зарубежные туристы на арендованном транспорте. Все кубинцы из более-менее «цивилизованных» частей страны обычно не могли понять, чего мы ждем на дороге, если отказываемся ехать за деньги. Иногда случалось так: рядом с нами где-нибудь останавливалось такси или маршрутка. Водитель ждал, что мы с радостью подбежим, заскочим внутрь и заплатим ему. Этого не происходило и он через несколько секунд уезжал в недоумении. Мы привыкли к такому и даже не обратили внимания, когда очередная маршрутка промчалась мимо нас, но затормозила через пятьдесят метров и начала сигналить, мол, «бегите скорей сюда гринго, повезу вас за деньги». Однако произошло то, чего я не ожидал. Машина попятилась назад. В ней находилось три человека: шофер и парень с девушкой. Я тут же сообщил, что «мы не платим». В ответ меня заверили в бесплатности проезда, и тут уж мы действительно быстро заскочили в кузов машины со своими рюкзаками. Оказывается, в ней ехала семейная пара, канадец Боб и его кубинская жена. Они арендовали целую маршрутку, чтобы добраться из Баракоа в Ольгин. Эти люди очень удивились, увидев на трассе автостопщиков. Боб сказал, что провел уже несколько лет на Кубе и впервые встречает на острове таких путешественников, которые останавливают машины и едут именно бесплатно. Относить человека к определенной категории — это не так уж правильно, поскольку каждый так или иначе уникален, но встретив этого канадца я поневоле задумался: «Это один из типов жителя Кубы — иностранец, имеющий кубинскую жену.» Нас уже подвозил однажды житель Чехии, женившийся на кубинке, и они с Бобом чем-то похожи. И тот, и другой не увезли навсегда женщину к себе на родину, а сами отчасти включились в кубинское общество. Живут со своими супругами то на острове, то на большой земле. Оба получили все права кубинских граждан, постепенно приобретают здесь собственность и задумываются о бизнесе. На Кубе, конечно, не существует частной собственности. Тем не менее, люди вынуждены жить в своих домах, вспахивать свой огород, готовить свои сети для рыбалки, а значит частная собственность приобретает какой-то неофициальный характер. Находятся способы ее передачи и продажи — какие именно, точно мне неизвестно. Кстати, биолог Педро, у которого мы ночевали в деревне Рекрео, пошутил по этому поводу: «Вы остановились в гостях в моем доме, но на Кубе нельзя сказать, что он на 100 процентов мой. У нас ничего нет своего, государство дает нам возможность пользоваться имуществом, но не владеть.» Так или иначе, если верить рассказу канадца, то только иностранец не может приобрести недвижимость на Кубе, а граждане страны находят возможность. Боб, поскольку женат на кубинке, недавно купил целый участок с полуразрушенным домом, пострадавшим от урагана. Дом приходится строить новый, но канадец все равно доволен сделкой. На побережье, между Баракоа и Бока-де-Юмури, есть очаровательный уголок. Когда канадец впервые обратился к прежнему владельцу с предложением продать ему дом, тот озвучил цену 20000$. Боб хорошо поторговался и снизил цену до 4000$. После урагана цена упала до 2000$. Гражданство Кубы канадец пока не получил, но провел здесь уже пять лет. Вместе с женой они живут то в Канаде, то на Кубе. Жена — родом из Баракоа. Я рассказал о наших с путешественницей N приключениях и поделился мнением о том, что на востоке страны народ гораздо лучше, так как здесь нас принимают за людей, а не за мешок с деньгами. Боб согласился и добавил: "Жители Гаваны и других городов считают Баракоа какой-то глубинкой, а кубинцев с востока — деревенщинами". В столице, по его словам, могут даже высказать что-то презрительно-надменное о выходцах из Баракоа. Видимо, «цивилизованные» кубинцы из западных и центральных «губерний» возомнили о себе чересчур много. Если ты хочешь поехать на Кубу, то прилетай в Гавану, а затем сразу уезжай в Гунтанамо и Баракоа. Правда, не стоит забывать - восток Кубы столь прекрасно сохраняет традиции настоящего гостеприимства благодаря тому, что туристов здесь значительно меньше, чем в других регионах. Не будь туристом - будь путешественником. Впрочем, я немного отвлекся. Не только низкая цена послужила причиной покупки именно этого дома. Перед этим канадец с женой объездили всю Кубу в поисках подходящего места для жизни. Они также сделали себе татуировки с кубинской тематикой: Боб — рисунок залива с кубинским флагом, жена — остров Куба с флагом страны плюс пальма в той точке карты, где она родилась(Баракоа). У канадца много других татуировок: номер в байкерском клубе, анархия и т. д. По пути сделали остановку у «торгового дерева» на трассе, где с ветвей свисали мандарины, нанизанные на нити. Канадец с женой купили несколько, угостили нас и съели сами. Боб обратил внимание, что аборигены продают фрукты, поскольку они здесь есть. Это провинция не пострадала от урагана, как Баракоа и окрестности, где все фрукты уничтожены стихией. В городе Ольгине семейная пара рассчитывала сегодня успеть на бейсбольный матч. Нас высадили возле автобусного терминала, как раз напротив стадиона. Там еще есть подземный переход, рядом с которым русскими буквами написано «Переход». Когда путешественница N увидела это, ей показалось, что она сошла сума.

Боб — из Монреаля. С женой разговаривает по-французски, даже английский у него немного с акцентом. В Канаде он занимается очень интересным делом — работает оператором в службе 911. У него на рабочем месте — несколько мониторов. Когда какой-нибудь грабитель захватывает в банке заложников, в этот момент Боб может сразу посмотреть на своем компьютере весь профайл разбойника в базе данных полиции. У канадца — два микрофона. По одному он разговаривает с пострадавшими, по другому — со спасателями. Прежде Боб работал в скорой помощи. Вообще у него накопился огромный опыт по спасению людей и выживанию. Иногда он проводит тренинги по этой теме в Канаде. На таких курсах каждый участник платит по 80 долларов за час обучения. Обычно на одно занятие приходят до 10 человек. Боб — байкер и в былые времена объездил мотоцикле все США. У него есть 17-летняя ночь, которая хочет стать ветеринаром. Она закончила колледж и собиралась продолжить обучение, но отец запретил ей делать это сразу. «Я говорю ей, - рассказывает Боб, - хватит пока учиться, отправляйся путешествовать по миру и становись самостоятельной. Нигде ты не сможешь научиться жизни так же, как в путешествии!» Редко встретишь родителей, которые разбираются в этом вопросе лучше своих детей! А еще канадец Боб играет на гитаре в рок-группе. Помимо этого, прежде занимался боксом в течение 15 лет.

В Ольгине, походив по улицам, без особого труда нашли дом с платным ночлегом. Изучили вечерний город. Пришли в комнату, освежились в душе, включили кондиционер и почти сразу легли спать.

Пропаганда на Кубе

Путешественники на Кубе

Торговля мандаринами у трассы на Кубе

Подземный переход с русскими буквами на Кубе

Повозка с лошадью и русская машина Нива

Улица в кубинском городе Ольгин

15 декабря 2016.

Презервативы, приобретенные еще в России, внезапно закончились. Во что бы то ни стало следовало найти им замену! Проблема заключалась в следующем: ни в одной аптеке на Кубе я их пока не видел! А ведь проверял в каждом городе из тех, где нам доводилось бывать: Гавана, Сьенфуэгос, Камигуэй, Сантьяго, Баракоа! На витринах кубинских аптек необходимый товар отсутствует! Оставалась надежда — а вдруг они прячут их? Смешно, но это оказалось правдой! В 8 часов утра в Ольгине уже открылись аптеки. Мы с путешественницей N зашли в ближайшую. Я достал из рюкзака последний презерватив и показал работнице аптеки со словами: «Нет ли у вас чего-то подобного?». Та наклонилась и достала откуда-то снизу коробку с презервативами из Юго-Восточной Азии. Одна упаковка из трех штук стоит до неприличия мало - 1 кубинский песо! Нет, не один 1 кук, а именно 1 кубинский песо, равный 1/30 от 1 кука. Проще говоря, стоимость такой пачки равняется примерно 3 центам или 2 рублям(если в 1 долларе 60 рублей). Вот интересно: это реальная стоимость азиатских презервативов или специально сниженная цена для Кубы в целях какой-нибудь программы по популяризации контрацептивов в бедных странах? << Предыдущая статья | Следующая статья >>